Достаточно часто возникает ситуация, когда необходимо срочно восстановить энергию разряженной аккумуляторной батареи. Чаще это возникает при стоянке авто на улице во время мороза. Известно, что с понижением температуры электролита падает емкость аккумулятора. Поэтому и возникает вопрос, можно ли заряжать аккумулятор на морозе, при отрицательной температуре.
Содрежание
Когда можно и нельзя заряжать на морозе
Для исправной аккумуляторной батареи не существует ограничений по нижнему значению температуры. При заряде следует учитывать следующие факторы:
- Измерения плотности электролита производят с учетом коэффициента коррекции согласно табличным данным;
- Через влажный корпус, в следствии осаждения конденсата возможны утечки зарядного тока.
Поправка к показаниям ареометра в зависимости от температуры электролита:
Температура электролита при измерении плотности, °С | Поправка к показаниям ареометра, г/см³ |
---|---|
От -55 до -41 | -0,05 |
от -40 до -26 | -0,04 |
от -25 до -11 | -0,03 |
от -10 до +4 | -0,02 |
от +5 до +19 | -0,01 |
Если АКБ имеет явные признаки неисправности, такие как низкая плотность электролита, то зарядка батареи автомобиля, долгое время простоявшего на улице может привести к полной неработоспособности.
Это происходит в следствии следующих причин:
- Низкая плотность электролита приводит к тому, что в аккумуляторе образуется лед.
- Вода при отрицательной температуре превращается в лед с одновременным увеличением занимаемого объема, что разрушающе воздействует на пластины и корпус.
- В процессе зарядки происходит повышение температуры и перемешивание электролита, а поскольку имеются замершие участки, то данные процессы происходят неравномерно в объеме батареи.
- Происходит ускоренное разрушение электродов.
Важно! Полностью замерший электролит может вызвать короткое замыкание внутри АКБ.
Порядок зарядки замерзшего аккумулятора
Если после хранения аккумулятора на балконе или в гараже в нем замерз электролит, то ни в коем случае нельзя приступать к его зарядке. Необходимо выждать время, пока лед внутри полностью не растает. Учитывая большую массу устройства, время может составлять несколько часов.
Только, убедившись, что льда внутри нет, можно приступать к зарядке небольшим током. Таким образом, температура внутри будет повышаться медленно и не произойдет разрушения пластин. Только через некоторое время можно плавно, в несколько ступеней, поднимать зарядный ток до номинального уровня.
Чтобы предотвратить замерзание аккумулятора, требуется регулярно производить его подзарядку. Во время движения автомобиля в зимнее время, заряд от бортовой сети может быть неполным, поскольку часть энергии генератора забирают мощные потребители — обогрев стекол и сидений, фары, отопитель.
Если к этому добавить изначально невысокую плотность электролита, то вероятность замерзания во время длительной стоянки на морозе существенно повышается.
При эксплуатации автомобиля в условиях сильных морозов, можно несколько повысить плотность электролита. Ориентировочные данные по значению плотностей электролита полностью заряженной батареи в зависимости от региона приведены ниже:
- Крайний север 29 г/см3;
- Север 28 г/см3;
- Центральная зона 27 г/см3;
- Юг 26 г/см3.
Важно! Приведенные значения плотности относятся к полностью заряженному аккумулятору. У разряженного эти значения будут на 0.02 … 0.03 меньше.
Повышение плотность производят путем доливки корректирующего электролита либо серной кислоты. Чтобы общий уровень электролита не повысился, перед доливкой часть электролита из банок необходимо убрать.