Процесс демонтажа аккумуляторной батареи с автомобиля как правило не вызывает определенных проблем у автовладельцев. В большинстве случаев такую работу автолюбители выполняют самостоятельно, зачастую пренебрегая элементарными техническими требованиями и правилами безопасности.
Некорректный демонтаж АКБ может привести к негативным последствиям:
- механическому или электрическому повреждению аккумулятора;
- неисправности электрооборудования автомобиля;
- отказу систем управления транспортным средством;
- опасному ожогу электролитом;
- травматическим случаям.
Перед выполнением демонтажных работ аккумуляторной батареи следует ознакомиться с основными мерами безопасности, правилами и порядком выполнения необходимых действий.
Содрежание
Для чего приходится снимать аккумулятор у машины
Случаи демонтажа аккумуляторной батареи в автолюбительской практике не единичны. Основными причинами, по которым приходится снимать являются:
- замена износившейся АКБ на новый аккумулятор;
- постановка батареи на заряд в стационарных условиях;
- выполнение регламентных работ АКБ (замена электролита, проверка плотности, восстановление работоспособности, десульфатация и др.);
- постановка аккумулятора на временное хранение во время длительной стоянки автомобиля;
- водительская помощь при запуске стороннего автомобиля;
- проведение ремонтных работ транспортного средства;
- клемма АКБ (обычно минусовая) снимается для проведения сброса индивидуальных настроек некоторых систем, кодов ошибок блоков управления автомобиля (без демонтажа АКБ);
- демонтаж АКБ в аварийной ситуации (при повреждении подкапотного пространства);
- проведение предпродажной подготовки;
- мойка двигателя спецсредствами (если АКБ установлен под капотом);
- чистка салона или багажника (в случае, когда аккумулятор штатно там установлен).
Это самые распространенные случае, но в жизни из может быть гораздо больше.
Меры безопасности при снятии АКБ
При выполнении работ по снятию автомобильного аккумулятора следует соблюдать меры безопасности. Основными опасными факторами при обслуживании аккумулятора являются:
- большая масса аккумуляторной батареи;
- возможность протекания через клеммы АКБ больших токов, которые могут привести к термическому ожогу, поражению сетчатки глаза в случае искрообразования;
- агрессивный электролит, вызывающий химические поражения при попадании на тело человека.
Меры безопасного демонтажа аккумуляторной батареи:
- Работы производить в рукавицах, которые в случае попадания на них электролита необходимо немедленно снять.
- Рабочая одежда должна быть изготовлена из натуральных тканей (хлопок, шерсть).
- При снятии аккумуляторной батареи рекомендуется использовать жесткую обувь (сапоги, рабочие кожаные ботинки).
- Для защиты роговицы глаз от случайного химического поражения необходимо использовать защитные очки.
- Перед снятием аккумуляторной батареи нужно проверить целостность переносной ручки.
Порядок действий и меры предосторожности
Прежде, чем приступать к изъятию АКБ, нужно убедиться, что мотор заглушен. Если снять аккумуляторную батарею во время работы двигателя, то в это время на все блоки управления автомобиля будет подаваться напряжение от генератора.
В случае если реле-регулятор напряжения генератора неисправен, то на электронные блоки может подаваться повышенное нестабилизированное напряжение (более 15,5 Вольт). Это в большинстве ситуаций приводит к выходу электроники авто из строя. Ремонт крайне сложный и дорогой.
Ни в коем случае нельзя снимать аккумулятор при работающем двигателе!
Перед снятием клемм с аккумуляторной батареи необходимо удостовериться, что зажигание выключено .Если отключить АКБ при включенном зажигании, возможны очень серьезные проблемы с иммобилайзером. Если произойдет сбой в системе иммобилайзера, «отвяжется ключ», без автоэлектрика дальнейший запуск двигателя будет проблематичен.
Порядок действий при демонтаже аккумулятора:
- Определить место установки аккумуляторной батареи. Если она установлена в багажнике, освободить место для проведения работ. В случае, когда АКБ находится под сиденьем, необходимо демонтировать либо поднять салазки согласно инструкции по эксплуатации автомобиля.
- Демонтировать крепление аккумуляторной батареи к штатному месту. Это может быть специальный кронштейн либо скоба. Обычно они снимаются при помощи ключа на 10 или 13.
- В случае, когда к АКБ подключен газоотвод (трубка для отведения газообразных продуктов из емкости пластин), произвести его отсоединение. Желательно поместить трубку в заранее подготовленную емкость.
- Приступить к отсоединению клемм. Для того чтобы правильно отсоединить клеммы, необходимо соблюдать следующую последовательность снятия:
- отрицательную (минусовую) клемму следует снимать первой (в таком случае, если случайно коснуться ключом к кузовным металлическим деталям или массе автомобиля, короткого замыкания не будет);
- после отключения отрицательной клеммы приступить к отсоединению плюсовой клеммы.
Если одна из клемм «прикипела», можно использовать силиконовую смазку или тормозную жидкость для ее освобождения. WD-40 лучше не применять, так как она имеет высокую степень агрессивности по отношению к свинцу.
Нельзя применять сильные механические воздействия при снятии клемм!
Даже незначительная трещина корпуса в области контактов приведет к дальнейшему образованию химических окислов на клеммах. Для демонтажа клемм обычно используется ключ на 10.
- После отсоединения клемм, достать аккумуляторную батарею из штатного места, поместить на устойчивую поверхность.
После того, как батарея была изъята из автомобиля рекомендуется протереть ее от влаги и грязи, после чего можно будет приступать к запланированным работам с ней.
Вам приходилось снимать аккумулятор с автомобиля? Тогда расскажите в комментариях о своем опыте, это очень поможет остальным автолюбителям и сделает материал более полным и точным.